Приоритетны права отдельной личности
1 июня в полдень Президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) лорд Рассел-Джонстон встретился с представителями национальных меньшинств Эстонии. На беседу по душам, по предварительному соглашению и исходя из возможностей высокого гостя, было отведено только полчаса.
МАРИАННА ТАРАСЕНКО, ЕЛЕНА ВАППЕР
О том, что эта встреча будет короткой, сразу предупредила всех собравшихся сопровождавшая лорда Рассела-Джонстона член Парламента Кристийна Оюланд. Поэтому беседа началась, что называется, с места в карьер: Лидия Кылварт, президент Международного союза национально-культурных обществ "Лира", в своей краткой вступительной речи рассказала о существующих проблемах, целях и задачах (интеграция при сохранении национального самосознания), стоящих перед возглавляемой ею организацией, и обозначила круг вопросов, интересующих собравшихся.
Если условно разделить все прозвучавшие вопросы на два блока, то относящиеся к первому касались отсутствия правового поля и даже единства в определении статуса национального меньшинства в Эстонии. Дело в том, что принятый в нашем государстве Закон о культурной автономии не дает возможности всем представленным здесь национальным меньшинствам считаться таковыми де-юре (со всеми вытекающими отсюда не самыми приятными последствиями).
Закон признает национальным меньшинством только тот народ, как минимум три тысячи представителей которого являются гражданами Эстонии. Таких из 34 проживающих у нас национальностей только четыре. Как быть остальным, тем, которые, являясь такими же налогоплательщиками, как и другие, не имеют гарантированной государством помощи для сохранения своего идентитета и культуры? Не станет ли отсутствие Закона о национальных меньшинствах непреодолимым препятствием вступления Эстонии в ЕС? Если первый из этих вопросов скорее относится к разряду риторических, то на второй лорд Рассел-Джонстон ответил однозначно: нет, не станет.
Остроумный, но утопический выход из создавшегося положения тут же был предложен вице-президентом "Лиры" Владиславом Резниченко: выступить с предложением о принятии Закона о нацменьшинствах именно Реформистской партии, представленной на встрече Кристийной Оюланд, - в таком случае реформистам на предстоящих выборах будет гарантирован небывалый электорат. Зал развеселился, сама г-жа Оюланд тоже, но от торжественного обещания поступить именно таким образом уклонилась.
Второй блок вопросов касался непосредственно судьбы Украины, не выполнившей ни одного из обязательств перед ПАСЕ, принятых шесть лет назад. Г-н Резниченко выразил обеспокоенность своих земляков: не грозит ли Украине исключение из ПАСЕ, что при нынешней нестабильной политической ситуации сделает ее совершенно неподконтрольной европейским демократическим силам?
Лорд Рассел-Джонстон, заметив, что он не является экспертом по Украине, тем не менее заверил местных украинцев, что столь строгое наказание их исторической родине не светит - никто исключать ее из рядов ПАСЕ не намерен. Но все же ПАСЕ хотелось бы иметь какие-то гарантии того, что Украина будет стремиться выполнить свои обещания. С нашей же точки зрения, все объясняется очень просто: выгнать "необязательную" Украину несложно, да вот только что с ней делать потом, когда она отобьется от рук окончательно?
И представители местной украинской диаспоры, и президент ПАСЕ были едины в своей точке зрения на Леонида Кучму: может, он и не настолько хорош, как всем хотелось бы, но на данный момент президент все-таки является определенным гарантом стабильности Украины, способной, по мнению многих, устранись Кучма, пасть в объятия либо "оголтелых" коммунистов, либо не менее оголтелых фашистов.
В заключение же лорд Рассел-Джонстон сказал, что вообще Совет Европы, хотя он и готов выслушать всех, стремится к защите отдельной личности, а не народа или государства в целом. Хорошо это или плохо - нам предстоит узнать на практике буквально через пару лет.
Добавить коментарий |
Для того чтобы добавить комментарии Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться |